ДЖИУ-ДЖИТСУ


История дзю-дзюцу (Что такое дзю-дзюцу и чем оно не является)

(Статья перепечатана с сайта www.bushinkai.org)

Рискуя быть поруганным, в этой статье о дзю-дзюцу, я решил не описывать в тысячный раз истории развития этого вида японского боевого искусства. С одной стороны, потому что феномен дзю-дзюцу настолько разнопланов, что потребовал бы описания истории, как минимум, нескольких десятков школ. Краткая история есть в моих прошлых книгах, в великолепных работах А.Горбылева и О.Артёменко, в десятках и сотнях интернет-сайтов. Для понимания идеи данной работы достаточно знать, что под «дзю-дзюцу» в Японии понимали технику рукопашного боя самураев и это, ныне популярное название было лишь одним из многих. Однако, несмотря на некоторые различия в методиках и внешней форме, все это были японские школы (возможно, многие с китайскими корнями, что в данный момент не важно). В каждой их этих школ был свой преподаватель, который обучал учеников в соответствии с установленной программой обучения. После обучения он выдавал выпускнику школы документ, в котором было описано, чему же учитель его научил. Кто-то из лучших учеников продолжал дело учителя после его ухода. Кто-то отделялся от школы и создавал собственную её версию, введя туда изменения, полученные в результате собственного опыта и, возможно, практики других школ. Однако красной полосой всех этих направлений была линия преемственности знаний от учителя к ученику.

undefined

Школы, сохранившие документальное подтверждение такой преемственности получили в Японии и во всем мире название «корю» — дословно, древние, традиционные школы. Те школы, которые создались после уничтожения класса самураев стали называться «гэндай» — современные, нынешние школы. Надо заметить, что в Японии, термин «гэндай» обычно относят к чему-либо, созданному после революции Мэйдзи или даже вообще, после 1945 года. Но и они содержат в своей основе классические направления и, хотя начинают свое исчисление с «рюсо» — основателя школы, все же, четко указывают, от каких школ и учителей пошло их направление и что лежит в его основе. Все то, что каким-то образом, генеалогически и без прерываний связи было связано с японским дзю-дзюцу и ориентировано на использование принципа мягкости (о нем я расскажу позднее) – я готов назвать дзю-дзюцу.

Евгений Радишевский, шихан, 6 дан

Современность сохраняет традицию

Мое знакомство с техникой и принципами традиционной японской школы «йошин рю» существенно изменило мое понимание сути боевых искусств. Долго практикуясь в каратэ и современном дзю-дзюцу европейских и американских организаций, я понимал принципы исполнения технических действий этих систем. Однако реализовать эти принципы в полной мере мне не удавалось, и они продолжали оставаться недостижимым идеалом, к которому лишь нужно стремиться, понимая, что его невозможно достичь.

Однако, знакомство с Ясумото сенсеем показало мне возможность реального достижения высших уровней боевого искусства. Общаясь с ним у себя дома и пользуясь его гостеприимством, живя у него в Японии, я удостоился чести получить передачи знаний высоких ступеней в традиционном японском боевом искусстве самураев. Регулярная личная практика и работа с учениками показала, что ни возраст, ни отсутствие выдающихся физических данных не становятся помехой в овладении искусством дзю-дзюцу.

Несмотря на внешнюю простоту технических приемов древних школ, их чистое исполнение требует великолепного объединения тела и сознания. Многосотлетняя традиция выводит своих адептов на этот уровень выкристаллизованными практиками и особыми Упражнениями.

 

Традиционные школы дзю-дзюцу, в отличие от современных, доносят до нас боевое искусство в Комплексе, таким, каким оно создавалось и каким существовало на протяжении веков. В них конкретные приемы не вычленяются из общего процесса развития личности практикующего, не теряется связь поколений, понимание того, как и для чего были разработаны те или иные технические действия, как и зачем передавались следующим носителям традиции. В современных школах, при всей их насыщенности суперсложными действиями и их комбинациями зачастую упускается главное — связь формы и содержания, осознание того, что любое действие само по себе не имеет той силы и наполнения, как оно же, но проникнутое смыслом, пониманием истории, культуры, философии, словом, всего того, что когда-то стало основой и неотъемлемой частью боевого искусства. Древние школы предлагают вам не просто физические действия, они делают вас участником целостного процесса, они заставляют не только двигаться, но и мыслить, чувствовать, понимать. Именно в этом их сила и преимущество. Именно поэтому они в итоге выводят занимающегося на совершенно иной, более высокий, качественный уровень, чем те школы, где преподаватели не выходят за рамки сугубо внешней формы.

Евгений Радишевский, шихан, 6 дан

МОТО-ХА ЙОШИН РЮ

(Статья перепечатана с сайта https://web.archive.org/web/20140517135320/http://www.bushinkai.org)

В 1996 году ведущий мастер Хонтай Йошин рю дзю-дзюцу Ясумото Акиёши ушел из Хонтай Йошин Рю и сформировал собственное направление, которое 18 октября 1999 года получило название Мото-ха Йошин рю дзю-дзюцу (Йошин рю дзю-дзюцу версии Ясумото). Филиалы его школы расположены в Японии, странах Европы, Австралии, СНГ, США и в Израиле. Техника школы изучается также в Мексике и в Шри-Ланке.  Штаб-квартира Мото-Ха Йошин Рю находится в Японии, в городе Йонаго провинции Тотори.

В обучении Соке Ясумото использует древний метод поэтапной передачи знаний (шодэн, чудэн и окудэн) и активно применяет кудэн «устную передачу близким ученикам». Основными принципами Мотоха Йошин рю дзю-дзюцу являются «кузуши», «тай сабаки» и «тэ-но учи» (выведение из равновесия, уход с линии атаки и особая техника работы руками).

В школе Ясумото сэнсэя изучается техника классического дзю-дзюцу, методы связывания «торицукэ», а также приемы боя метровой палкой «ханбо дзюцу». Дополнительно изучаются методы боя с шестом «чобо» и коротким мечем «кодачи». Также в систему обучения включен раздел иай-дзюцу Мугай Шиндэн Мото-ха Фудошин Иай. В этом разделе представлены классические ката и кумитачи (парные техники) Мугай рю, которые Ясумото сэнсэй изучал у Соке Накагавы. Отделом иай-дзюцу в школе руководит сэнсэй Накаи Норисато, 6 дан мэн но маки, учидэши Соке Ясумото и также ученик Соке Мугай рю.

Основой техники дзю-дзюцу являются базовые ката и методы их реализации «бункай». Сами ката на каждом уровне выполняются несколько иначе и для обладателей черного пояса «юданша» включают более сложные методы выполнения базовой техники. Техника мастера включает также множество опасных форм удушения воздействием на сонные артерии. Тренировки Мото-ха Йошин рю включают большое количество методов «хэнка вадза», т.е. вариантов выполнения базовых приемов в различных ситуациях, «рэндзоку вадза» — методов комбинирования и «каэши вадза» — контрприёмов. Важной частью школы является раздел обезоруживания противника атакующего ножом «танто дори». Кроме базовых форм, также изучаются способы захвата противника, методы реанимирования «каппо» и приемы корректирования положения костей при травмах «окуи-хо». На уровне «окудэн» ученик получает методы внутренней работы, включающие «кэцуин» и «дзюмон» (приемы работы с энергетическими каналами), методы развития контроля пространства «заншин», приемы группового боя, а также рекомендации тактико-специального характера, включающие ночную схватку и действия в помещении. Методы тренировки включают также несколько видов тренировочных схваток «рандори».